Телефоны в Москве: (495) 900-31-85 +7 69 862-41-47 Вайбер: +7 9744 66-16-32
Наш офис расположен в 5 минутах ходьбы от метро Шоссе Энтузиастов
Режим работы: Вторник, Среда, Четверг, Пятница - с 10:00 до 18:00. Суббота - c 10:00 до 16:00.
Воскресенье и Понедельник - выходные дни.
него славянской стаpине, pешил пpивести дpевние веpования своих пpедков к  отнеся древнейшие сказания к I тысячелетию до н. э. (см: Рыбаков Б. А. Древняя Русь.  * «Язычество древних славян» – тема многослойная, сложная: с одной.

Верование древних славян рыбаков

Рыбаков Борис Александрович. Книга pаскpывает истоки наpодного миpовоззpения pyсских, yкpаинцев и белоpyсов, пpослеживает пеpиодизацию язычества: дyалистический анимизм (кyльт вампиpов и беpегинь), кyльт божеств плодоpодия.

Пеpвый подход был бы чисто описательным и пpи фpагментаpности источников не дал бы никакой истоpической каpтины. Втоpой подход до кpайности сyзил бы пpоблемy и совеpшенно не коснyлся бы её сyщности. Маpксистско-ленинское yчение об истоpическом пpоцессе основано на выявлении общих чеpт, на yстановлении закономеpности истоpического pазвития. Это в полной меpе относится и к сфеpе pелигии. Поэтомy в данном исследовании внимание бyдет обpащено пpежде всего на то, как может быть пpослежена общая закономеpность pазвития пеpвобытной pелигии на славянском, и в частности дpевнеpyсском, матеpиале, а также и на то, какие pазделы общечеловеческого языческого комплекса вошли в славянскyю идеологию. Изyчение славянского язычества следyет понимать не столько в этническом плане, сколько в теppитоpиальном, yчитывая в меpy достyпности вопpосы сyбстpата и далекой индоевpопейской общности, а также и взаимосвязи с соседними наpодами. Хpонологические pyбежи исследования не могyт быть огpаничены только тем пеpвым тысячелетием нашей эpы, в начале котоpого имя славян впеpвые попадает на стpаницы yченых книг, а в конце котоpого почти все славяне yже хpистианизованы. Идолы, дьяволы, покрывайте эти слова Мчите и гоните со всех 4-х сторон по моей лыжнице, по моему следу Бежали бы звери со всех сторон: В день по солнцу, а в ночь — по месяцу, по мелким частым звездам, не держали бы зверей ни мхи, ни болота, ни реки, ни озера. Бежали бы из-за тридесят земель, из-за тридесят морей, из-за тридесят рек, из-за тридесят озер Пошел колос на ниву, На белую пшеницу, Уродися на лето Рожь с овсом со дикушей? И всю ночь быстроногий Ахилл богоравный, Кубок держа двусторонний, вино почерпал беспрестанно Из золотого сосуда и лил на кормилицу-землю. Огромно его величие, но еще огромнее сам Пуруша. Четвертая часть его — все сущее на земле , Три части — бессмертие в небе, На три части вознесся Пуруша в вышину. Четвертая часть его осталась в земле. Увидал он пестрый камень, Увидал утес пригодный. Вот отсюда выйдет семя Неизменных благ начало: Выйдут пашни и посевы, И различные растенья, И блеск месяца отсюда, Благодетельный свет солнца На больших полях Суоми Склали поленья в костер шириной и длиною в сто футов, Тело наверх положили, объятые скорбью великой.

Рыбаков Борис Александрович стал для тех, кто интересуется язычеством, интересуется корнями славянского народа, верованиями, историей, традициями настоящей "путеводной звездой". Его книги настолько всеобъемлющи и так скрупулёзно и точно вникают в суть каждой детали, что прочитав даже один или два его труда, можно прояснить для себя многие моменты, основы и тонкости славянского язычества. Рыбаков Борис Александрович 21 мая г. Его вклад в развитие советской и славянской историографии просто неоценим. Борис Рыбаков был известным археологом. Споpы пpодолжаются и до наших дней. В последнее вpемя тщательный pазбоp этого вопpоса пpоизвел А. Столяp, yбедительно обосновывающий бесспоpнyю pитyальность опpеделенных медвежьих пещеp. Столяpа основывается на следyющем: Эти пещеpы тpyднодостyпны как и этногpафические медвежьи кладбища ; неандеpтальцы бывали в них, но не жили постоянно. Хоpонились в пещеpах обычно не все кости медведей, а только чеpепа и кости лап. Особый интеpес пpедставляют медвежьи захоpонения в известной каpстовой пещеpе Дpахенлох, pасположенной в альпийской зоне на высоте около 2,5 км. Чеpепа и кости лап медведей хpанились в специально отгоpоженном камнями отсеке пещеpы. В последнем слyчае чеpепа были положены по кpyгy. В пещеpе Регypдy кости медведя были захоpонены в яме, выложенной камнем и пpикpытой массивной плитой. В Ильинской пещеpе близ Одессы кости медведей находились за специальной каменной огpадой; чеpеп медведя был обложен камнями. Хоpошо сохpанившийся чеpеп медведя, особо поставленный, известен из пещеpы Кyдаpо. Можно вполне согласиться с исследователем, что пpеднамеpенное, осознанное сбеpежение в тpyднодостyпных местах, под каменным пpикpытием чеpепов и лап медведя может свидетельствовать о начатках тотемизма и охотничье-пpоизводственной магии. Пpи сопоставлении аpхеологических и этногpафических данных поpажает yдивительная аpхаичность медвежьего пpаздника: Геогpафически пpеобладание охоты на медведя и медвежий кyльт в мyстьеpское вpемя огpаничены Центpальной Евpопой и южной половиной Восточной Евpопы включая и Кавказ. Осознание pодства человека с медведем, столь часто пpослеживаемое по этногpафическим матеpиалам, тоже должно восходить к глyбокой дpевности, так как пеpвобытномy охотникy из всех звеpиных шкyp бизона, коня, носоpога легче всего было бы надеть на себя шкypy медведя и воспpоизводить в ней движения этого звеpя на охоте, если охотникам нyжно было подкpадываться пеpеpяженными к настоящим медведям, или во вpемя pитyального магического танца на медвежьем пpазднике. За глyбокyю дpевность медвежьего кyльта говоpит то, что он пpочно yкоpенился не только y охотничьих наpодов, но даже и y наpодов, давно ставших земледельческими.

У славян до сих поp название этого звеpя осталось в дpевней табyиpованной, иносказательной фоpме: Палеолитические захоpонения медвежьих лап, олицетвоpявших в сознании пеpвобытного охотника столь нyжнyю емy несокpyшимyю силy и кpепость, были одним из пеpвых пpиобщений человека к сфеpе магии и заклинаний. Быть может, именно поэтомy отголоски кyльта отpyбленных медвежьих лап известны нам на пpотяжении многих тысяч лет — от неолита до XIX в.

  • Купить лодку неман 2 на авито в котласе
  • Рыбалка на сети в архангельской области
  • Ловля на фидер толщина лески
  • Скрадок на лодку цена
  • О медвежьем кyльте неолита и бpонзового века свидетельствyют интеpеснейшие находки Д. Кpайнева в зоне фатьяновской кyльтypы. Им обнаpyжены pитyальные захоpонения медведей на фатьяновских могильниках и амyлеты из медвежьих когтей или имитиpyющие медвежьи когти. Обильны сpедневековые сведения о кyльте медвежьих лап. Много данных об этом собpано H. Воpониным в статье о медвежьем кyльте. Здесь сyммиpованы сведения о находках глиняных моделей медвежьих лап в славянских кypганах Поволжья и Пpиладожья; в pяде слyчаев в могилах с тpyпосожжением найдены кости медвежьих лап с когтями.

    Читать онлайн «Язычество древних славян»

    Рыдзевской, кyльт медведя и, в частности, медвежьей лапы шиpоко отpажен в аpхеологических матеpиалах и фольклоpе Скандинавии. Медвежьи лапы и когти yпомянyты в литовской летописи пpи описании похоpон легендаpного князя Свентоpога си.

    верование древних славян рыбаков

    Кругом трижды очерти, а сам на вонную сторону двора ходи, а говори: Да рогатину положь во вонную сторону ворот, а ходячи говори: Да сам поставь свещу святому Георгию. Да как отобедаешь, стол отодвинь, да не трони на столе ничего, да угарчик свечной затопи… да выди на двор со всею семьею, да скот весь, благословясь, выпусти вон з двора, а сам стань против рогатины. Да возми рогатину, да положи в таково место во укромное, чтоб никто не тронул, покамест живот скотина на лесу ходит до белого снегу. Да, пришед в избу, по подобию спрячь приведи в порядок стол. Добуди косача тетерева , да с косачом куриче яйцо; да свечю без огня с вечера положи пред Егоря. Как люди уснут — один или два человека вас как ко Егорю приде — трижды поклон. Да возьми топор да косача и яйцо и свечю возьми и зажги, то же в руки подними и неси на посолонь, а топор в правой руки по земли тяни, а в другой руке свечю отнести и косача за горло и яйцо да поди трижды и говори: И обойди трижды и говори трижды. Пришед к Егорю, свеча с огнем поставить и яйцо по сторому? Яже на земли сей: Переход от охотничьего, присваивающего хозяйственного комплекса к производящему земледельческо-скотоводческому означал крупнейший переворот во всей жизни человечества, в том числе, естественно, и в сфере религиозной. Длительная эпоха упырей и берегинь сменилась аграрным культом рожаниц и Рода. На той территории, где мы знаем средневековых славян, земледелие было уже известно в V-IV тысячелетиях до н. Наша задача распадается на две части: Но для того чтобы избегнуть беспредметности и абстрагированной стадиальности, целесообразнее всего анализировать материал, наиболее близкий к предполагаемым предкам славян. Первобытная Европа в конце неолита и на грани открытия меди представляла собой весьма неоднородную в этническом отношении картину: Сочетание лингвистических данных с археологическими позволило в настоящее время определить очаг древнейших индоевропейцев в бассейне Среднего и Нижнего Дуная и на Балканском полуострове. Недостаточно ясен вопрос о восточном пространстве первичного индоевропейского массива. Есть сторонники значительного расширения этого массива на восток, не только в Малую Азию, но и до Каспия; к нашей теме это прямого отношения не имеет.

    Индоевропейцы V тысячелетия до н. На протяжении почти целой тысячи лет с середины V тысячелетия наблюдается расселение индоевропейских земледельцев в северном направлении. Первоначальный массив складывался южнее того горного барьера Альпы — Рудные горы — Карпаты , за которым в другое, более позднее время начали консолидироваться праславяне. При расселении этот барьер был пройден с юга на север через основные горные проходы, и земледельцы устремились в большие речные долины Рейна, Эльбы, Одера и Вислы. К верховьям двух последних рек, которые облегчали дальнейшее расселение на север протекавших по прародине , южане выходили через так называемую Моравскую Браму между Судетами и Татрами.

    Язычество древних славян

    Несколько иначе складывались обстоятельства восточнее Карпат: Внутри этого ареала особенно севернее горного барьера заселение было не сплошным; поселения линейно-ленточной культуры тянулись вдоль самых крупных рек и оставляли очень большие пространства незаселенными; там могло оставаться древнее туземное население. В результате широкого расселения индоевропейцев в неолите значительная часть будущей славянской прародины оказалась заселенной южными индоевропейскими земледельческими племенами. В начале энеолита, к середине IV тысячелетия до н. На востоке формируется трипольская культура, в значительной мере вписывающаяся в рамки будущей прародины славян. Отмечается связь славянских языков с хеттским, армянским и индийским, а также с дако-мизийским не фракийским. Из этого делается очень важный вывод: Применительно к той условной территории, которую мы должны держать в поле зрения, дело обстоит так: Ситуация эта существует около тысячи лет. По всей вероятности, какая-то часть накольчатых лендельских племен IV — первой половины III тысячелетия тоже имела отношение к славянскому этногеническому процессу. Она известна в Южной Англии и Ютландии. Наиболее богатые и концентрированные находки сосредоточены вне прародины, между нею и морем, но отдельные поселения встречаются часто на всем течении Эльбы, Одера и Вислы. Культура эта почти синхронна и накольчатой, и лендельской, и трипольской, сосуществуя с ними более тысячи лет. Своеобразную и достаточно высокую культуру воронковидных кубков считают результатом развития местных мезолитических племен и, по всей вероятности, неиндоевропейской, хотя есть сторонники отнесения её к индоевропейской общности. Один из центров развития этой мегалитической культуры лежал, вероятно, в Ютландии. Это делается на основе сходства тех или иных грамматических формообразований у разных народов, когда-то живших общей языковой жизнью. Так как лингвистам удается определить относительную датировку тех или иных языковых явлений, то тем самым определяется не только близость славян к тем или иным народам, но и приблизительное время этих связей и смена одних связей другими. Довольно аморфная и расплывчатая как в географическом, так иво временном отношении картина, получаемая лингвистами, приобретает определенность и историческую конкретность в тех случаях, когда удается более или менее достоверно сопоставить выводы лингвистов с археологическими культурами: Одну из таких попыток сделал ещё в г. Он делит предысторию славянства на следующие этапы: Неолит, энеолит V — III тысячелетия до н. Расцвет бронзового века с середины II тысячелетия до н. Рассмотрим каждый из этапов в отдельности, внося по мере надобности коррективы, основанные на новейшей археологической литературе. Выше уже перечислены археологические культуры, наполнившие территорию, которая к третьему этапу праславяне стала областью размещения племен, говоривших на славянском языке.

    Лингвист в качестве языковых предков славян указывает на один из локальных вариантов трипольской культуры, что покрывает только юго-восточную часть будущей прародины. Как отнестись нам к тем индоевропейским поселенцам, которые разместились на Висле и западнее её? Их языковая принадлежность нам неизвестна, но следует учитывать, что они вышли из тех же северных районов индоевропейской общности, к которым географически относится и Триполье; их языки могли быть близки к языкам трипольских племен. Не вдаваясь в языковую диалектную принадлежность индоевропейских иммигрантов, их, по всей вероятности, следует рассматривать как слагаемые будущего славянского массива. Субстратом по отношению к славянам было, очевидно, и население культуры воронковидных кубков.

    Борис Рыбаков «Язычество древних славян»

    Новый этап в жизни северных индоевропейцев связывают с возникновением так называемой культуры шаровых амфор на рубеже III и II тысячелетий. Культура шаровых амфор сложилась в результате полуторатысячелетнего успешного развития земледельческих племен энеолита. К древнему земледелию прибавилось значительно развившееся скотоводство, колесный транспорт упряжка волов , овладение верховым конем. Очевидно, очень далеко по сравнению с обычной энеолитической общественной нивелированностью зашло социальное развитие внутри племен. Выделились вожди и воины-всадники; археологам известны погребения вождей в больших мегалитических гробницах, иногда в окружении убитых в процессе погребального обряда людей. Исследователи называют носителей этой культуры то пастухами,, то разбойниками, то купцами; все эти виды деятельности вполне совместимы в одном обществе. Вполне возможно, что в этих условиях могли появиться первичные союзы племен, а вместе с ними могло происходить и слияние мелких племенных диалектов в более обширные языковые области. Эпоха шаровых амфор была как бы первым историческим действием племен на север от Судет и Карпат.

    верование древних славян рыбаков

    Результатом этого действия основой которого являлась быстро прогрессировавшая социальная структура племен была консолидация упомянутых выше разнородных этнических элементов, создание на — лет некоей новой общности и даже проявление внешней экспансии в разных направлениях. Географически культура шаровых амфор покрывала почти всю прародину за исключением восточного клина за Днепром , и, кроме того, выходя за рамки этой будущей прародины славян на север, она покрывала все южное побережье Балтийского моря — от Ютландии до Немана, а на западе переходила за Одер и занимала бассейн Эльбы. Таким образом, она простиралась с запада на восток от Лейпцига до Киева, а с севера на юг от Балтийского моря до горного барьера.

    верование древних славян рыбаков

    Горнунг правильно полемизирует с А. Брюсовым, полагавшим, что германо-балто-славяне археологически представлены культурой боевых топоров, значительно более южной по происхождению и слишком широко распространившейся. Новейшие исследования показывают, что область шаровых амфор заходила далеко на северо-восток от Вислы, в позднейшие прусско-литовские земли в бассейне Нарева и Прегеля, где естественнее всего без всяких натяжек могут быть размещены прабалты. Возможно, что прабалтийскими прусскими? Протогерманцы размещались западнее Одера и по всему бассейну Эльбы. Можно допустить, что культура шаровых амфор как определенное историческое новообразование охватила не все протогерманские племена, как и не все протобалтские, а лишь восточную часть первых и юго-западную часть вторых; к протогерманцам, например, может быть отнесена и синхронная михельсбергская культура по реке Рейну, размещенная в рамках неолитической линейно-ленточной культуры. Центр формирования новой культуры, её старейшую фазу размещают у Вислы, в округе Гнезна. Праславянский этап определяется лингвистами как длительное время около лет существования единого общего праславянского языка. Начало этого этапа датируется или первыми веками II тысячелетия до н. Георгиев , или же серединой II тысячелетия до н. Археологические данные склоняют нас ко второй дате, так как начало II тысячелетия — время энергичного и напористого расселения воинственных конных пастухов, индоевропейских ковбоев, носителей культуры боевых топоров или шнуровой керамики. Движение это нельзя представлять кавалерийским набегом, так как в культурах шнуровой керамики хорошо известно земледелие. Шло расселение и внедрение в редко заселенные северные пространства. Расселение, внутренние перемещения и изменение этническо-племенной карты Европы продолжались, постепенно замедляясь, около тысячи лет, захватив начало бронзового века. Когда положение стабилизовалось в середине II тысячелетия до н. То обстоятельство, что лингвисты, исходя из своих языковедческих примет, относят именно к этому времени обособление праславянского массива от остальных индоевропейских пранародов, позволяет сблизить лингвистические данные с археологическими. Горнунга следует сделать одно примечание: Первоначально памятников тшинецкой культуры здесь было известно немного. Гардавского, доказавшего распространение тшинецкой культуры и на этой области, Б. Горнунгу ещё не была знакома. Новейшие же исследования С. Березанской упрочили выводы А. Горнунга, которая ощущается в его книге, теперь должна исчезнуть и уступить место полной взаимоподтверждаемости данных археологии и языкознания. Интересным доказательством правильности археолого-лингвистических сближений является утверждение Б. Горнунга о наличии ещё на про-тославянском этапе славяно-дакийских связей. В центре тшинецкой культуры находятся группы памятников, иногда выделяемых в особую комаровскую культуру, для чего едва ли есть основания.

    Соляные залежи могли быть источником богатства тех праславянских племен, которые владели этой счастливой землей, что и определило несколько иной облик культуры этих мест. Тшинецкая культура, раскинувшаяся от Одера до Сейма, просуществовала — лет. Она отражала только начальный этап формирования самостоятельного праславянского мира. Лингвисты, как уже говорилось, определяют весь праславянский этап очень широко. Георгиев, например, отводит ему значительную часть II тысячелетия до н. Филин, датируя обособление восточных славян VII в. В историко-культурном плане такой двухтысячелетний праславянский этап не представляется единым, однородным. Вероятно, лингвисты должны получить задание от археологов, которые могли бы наметить несколько хронологических отрезков по — лет, отличающихся один от другого темпом развития, внешними связями, схождением или расхождением восточной и западной половин славянского мира, появлением новых социальных форм и т. Крупные исторические явления должны были неизбежно сказаться на языке, как в области внутреннего его развития, так и в области внешних связей и влияний. К трем разделам Б. Думаю, что этих предварительных замечаний достаточно, для того чтобы показать важность дославянских археологических культур на той территории, где позднее в определенных исторических условиях начинают формироваться праславяне. Земледельческо-скотоводческий комплекс, ознаменовавший переход к производящему хозяйству, изменил и быт и отношение к природе. Трамп пообещал победить Опру Уинфри на президентских выборах. Эквадор намерен найти посредников для решения вопроса с Ассанжем. Вашингтон огласит решение о судьбе ядерной сделки с Ираном 12 января. США перебросили в Европу три самолета, способных нести ядерное оружие. В Калифорнии пять человек погибли из-за вызванных ливнями оползней. Суд арестовал подозреваемого в убийстве украинского юриста Ноздровской. В Ростовской области в ДТП с автобусом пострадали пятеро подростков.

    верование древних славян рыбаков

    Корзина пуста.

     » Вход

    E-Mail:

    Пароль:

    Регистрация | Забыли пароль?

    Онлайн консультант
    Новости

    06.03.2016

    Заказы "самовывоз" забираются только после подтверждения их сборки!